Организаторами и ведущими секции выступили диакон Кирилл Киселёв — клирик храма Ризоположения в Леонове и Ольга Мачугина — студентка IV курса кафедры теологии Российского Государственного Социального Университета.
В качестве экспертов на встречу конференцию были приглашены:
Юлия Александровна Сафонова — Профессор Государственной Академии Славянской культуры, ведущая программы «Русский устный» и «Грамотей» на радиостанции «Голос России».
Священник Владислав Мишин — клирик храма Ризоположения в Леонове, некоторое время заведующий кафедрой Теологии в РГСУ.
Любовь Петровна Гладких — старший научный сотрудник лаборатории нравственного образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования.
Юлиана Годик — главный редактор интернет-журнала «Татьянин день».
Урусов Игорь — специалист в области компьютерных технологий.
Секция была открыта приветственным словом дьякона Кирилла и Пасхальным приветствием «Христос Воскресе!». Гости собрались, чтобы дать здравую и нравственную оценку современным проблемам российского общества. Озвучить животрепещущие вопросы, услышать мнения специалистов, священнослужителей и молодёжи.
Для обсуждения на конференции были подготовлены видеоматериалы и обсуждались вопросы по следующим темам:
1. Телевидение и интернет: нужна ли цензура и возможна ли она?
2. Виртуальные часовни. Как к ним относиться?
3. Живой журнал: этично ли такое душевное обнажение?
4. «Мёртвые души» в интернете. Кто за ними стоит?
5. Русский язык — деградация или эволюция.
Сначала по каждой из этих тем на экране демонстрировался видеоролик, потом звучало мнение специалиста, а далее дискуссия поддерживалась всеми гостями, в том числе и зрителями из зала.
По теме «Телевидение и интернет: нужна ли цензура и возможна ли она?» прозвучали такие слова и были подведены следующие итоги:
Мы все живём в свободном обществе, признаём свободу слова, пользуемся ей, боремся за неё, а в чём, собственно, заключена эта свобода, если она посягает на наши моральные устои и духовные ценности?
• Культ насилия и разврата, глумление над религиозными чувствами — необходима ли цензура на государственном уровне?
• Интернет — виртуальная палка о двух концах.
• Борьба за нравственность — язык вражды недопустим. Нравственная православная позиция — отстаивание ценностей.
По теме «Виртуальные часовни. Как к ним относиться?»:
Показан видеосюжет с демонстрацией интернет-сайта с виртуальным храмом, виртуальными таинствами и виртуальными возможностями в них поучаствовать. Это новое явление виртуального мира. Что это? Конец здравого смысла, подмена живой веры, полная профанация Таинств и благодати или лёгкое и комфортное спасение?
• Дистанционная церковь не должна привнести дистанцию между человеком и церковью.
• Намоленное место в соборности.
В вопросах по теме «Живой журнал: этично ли такое душевное обнажение?» прозвучало следующее:
Впервые Живой Журнал появился 18 марта 1999 г., его создал американский программист тогда ещё четырнадцатилетний Брэд Фицпатрик. В ЖЖ зарегистрировано более 15 млн. пользователей, большинство из них девушки и женщины. Наиболее распространенный возраст посетителей от 16 до 23 лет. В Америке в ЖЖ зарегистрировано 3,5 млн. человек. На втором месте Россия — около 500 тысяч. В Живом Журнале действует Конфликтная комиссия для урегулирования возможных конфликтов на страницах интернет сообщества. За один месяц в блогах появляется более 15 млн. новых записей. И более 60 млн. просмотров страниц в день.
Этот новый вид самовыражения заменил некогда скрываемые от чужих глаз личные дневники. В чём причина такого переворота в общественном сознании…
• Каждый интернет-дневник заслуживает своей моральной оценки.
• ЖЖ — допустимый путь к живому Богу?
• Живое слово — золотая рыбка в сетях интернета.
По теме «мёртвые души в интернете» было сказано:
В XVII-ом столетии на территории Российского государства действовало около 20 самозванцев, век спустя, их количество удвоилось.
В этом безграничном мире всевозможных масок, каждый одевает на себя ту, которая ему по душе. Так что же скрывается за этими масками?
• Интернет-личина — продолжение феномена самозванства в XXI веке.
• Чужой образ — виртуальное лицемерие или невинная игра?
• Интернет-«клички» — «реальные» проблемы?
По теме, касающейся проблем русского языка:
Русский язык — один из 6 официальных языков ООН, один из cамых богатых и развитых в мире, входит в славянскую группу (восточная подгруппа) индоевропейской семьи. Им пользуется около 260 млн. человек в СНГ, США, Канаде, Израиле, Германии, Польше, Турции и др. странах; примерно 150 млн. считают русский родным языком. В России на нём говорят 130 млн. человек, в т.ч. для 110 млн. — он родной. Увы, за период после развала СССР число жителей планеты, владеющих русским языком, сократилось примерно на 90 млн. и продолжает уменьшаться. По распространенности в мире русский язык пока занимает 4-е место после китайского, английского и испанского, но при сохранении существующих тенденций рискует оказаться во втором десятке.
Всем известно, что язык выражает сознание, в настоящее время очевидны изменения
в языке при сохранении коммуникативной функции. К чему приведут эти изменения — к эволюции или деградации сознания человека?
Слово — великое оружие жизни. (Василий Осипович Ключевский).
Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. (Виссарион Григорьевич Белинский).
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (Константин Георгиевич Паустовский).
• Перемены в обществе — перемены в языке.
• Заимствование в языке — обогащение корней или преклонение перед чужой культурой?
После официальной части дискуссии гости пили чай и обсуждали в неформальной обстановке заинтересовавшие их вопросы друг с другом.
«Всё мне позволительно, но не всё полезно!» — эти мудрые слова апостола Павла, сказанные 2000 лет назад, как никогда лучше предупреждают современного человека также о подвохах и опасностях, встречающихся в пространстве общения. Переступив порог XXI века, мы оказались в неведомой доселе, принципиально новой реальности общения. Теперь возможно, находясь по разным сторонам экватора, видеть, слышать и общаться друг с другом в режиме он-лайн. Интернет — действительно очень мощное средство информации и общения. Благодаря ему, открываются совершенно новые возможности для миссионерства и дел милосердия. Сейчас в сетевом пространстве есть немало сильных православных сайтов, которые выполняют полезную просветительскую работу, помогают увидеть нуждающихся в помощи. Особенно насущным является переход из общения виртуального в реальное, когда на базе Интернет–сообщества организуются встречи, поездки и дискуссионные клубы. Будим стараться использовать этот уникальный по своей силе, скорости и масштабности способ общения во благо себе, на благо Церкви и во славу Божью.
Ксения Мельникова. 23 мая 2009 г. |