|
21–23 ноября 2008 год. Смоленск, храм великомученицы Варвары. Молодежный миссионерский семинар «Служение слова».
Общаться с православными теологами — это одно, общаться просто с православными людьми — это другое. Студенты кафедры теологии в своей поездке в Смоленск приобрели опыт общения с православными христианами, более того — с православными провинциалами.
Принимающая сторона
Община протоиерея Святослава Худовекова, настоятеля храма великомученицы Варвары в Смоленске, ежегодно проводит миссионерские семинары по обмену опытом, куда съезжаются православные христиане из разных мест России. В этом году — из Смоленской, Калининградской, Калужской областей, из Ростова-на-Дону, из Москвы и Санкт-Петербурга. Это и священники, занимающиеся миссионерством и работой с молодежью, и миряне — ученики воскресных школ и гимназий, члены православных молодежных клубов и организаций, преподаватели и руководители, а также простой христианский люд. Студенты кафедры теологии, оказавшись в поездке «Москва–Смоленск», совершенно не подозревали, что им предстоит. Программу мероприятия, как и остальные участники, они узнали только по приезду. Это было одной из особенностей семинара.
Семинар
График работы, рассчитанный на три дня, оказался плотным. Участники были заняты с утра до вечера, только в последний день смогли выбраться на экскурсию по городу. Немного о содержании семинара.
Из лекции отца Святослава о жизни и служении апостола Павла, 2000-летию со дня рождения которого было посвящено это мероприятие:
Жизненный путь апостола не был усеян розами, а, скорее, камнями, которые бросали в него его же единоверцы-иудеи, когда он начинал проповедовать им о Христе, пришедшем Мессии. Однако, посвятив всю жизнь служению Церкви, Павел не оставил свою миссию, не отказался от нее, даже подвергаясь серьезным опасностям. Метод проповеди апостола: для язычников был язычником, для иудеев — иудеем, «для всех был всем, чтобы обрести хоть некоторых». Речь идет о языке проповеди: хотя проповедь об одном и том же, но в зависимости от образа мыслей, от менталитета аудитории, она должна быть различной. Это правило проповеди использовалось миссионерами и после апостола Павла.
Из доклада о. Александра Пермякова, Калининградская область
Жизнь в Церкви — это постоянная «невидимая брань», борьба с духами злобы поднебесной, ведь они особенно нападают на тех, кто пытается вести духовную жизнь. Молитва — оружие духовной брани. Человек не молящийся подобен воину, вышедшему без оружие на поле битвы.
В храме, где служит отец Александр, проводятся миссионерские Литургии, или «Литургии с разъяснениями». Это не перевод службы на русский язык и не изменение богослужения. Перед началом Литургии и тогда, когда это возможно, выходит священник и объясняет собравшимся, что будет происходить в очередной момент службы.
В субботу вечером в храме можно подготовиться к Причастию: вычитываются вечернее правило и «Последование ко Святому Причащению». А в воскресенье утром читается утреннее правило. Имена всех членов общины о. Александра занесены в списки, по которым их поминают во время Литургии. Списки раздаются мирянам, и вся община молится за каждого.
В этом году о. Александру удалось провести подготовку к крещению так, как это было в древней Церкви, когда огласительный период (т.е. подготовительный к крещению) длился весь Великий пост. Оглашенные, т.е. готовящиеся принять крещение, должны были посещать все богослужения на первой неделе поста, а позже быть на всех воскресных службах и приходить на беседы со священником. В результате, из небольшого количества людей крестились только двое, зато кто — адвентист и мусульманин. Мусульманин, несмотря на то, что узбек по национальности и мировоззрению, решил принять православие. Адвентист совершил настоящий подвиг, приходя с высокой температурой на службы в первую неделю. Теперь двое новообращенных — деятельные члены общины.
Братья по разуму
От них не уйти. Никуда. Куда бы теологи не направились, они всюду встречали если не теологов, то кого-то похожего.
Начнем с того, что студенты приехали на семинар не одни, а с номерами «Источника». Собственно, именно свое издание они и представляли как миссионерскую работу. Каково же было их удивление, когда они узнали, что в Ростове-на-Дону издается тезка их кафедрального журнала, тоже «Источник»! Только другого формата и направленности. Издается молодежным отделом Ростовской-на-Дону епархии, адресован он православной молодежи. В руки теологов попал весенний номер (март–апрель 2008-го), где можно найти материалы о Великом посте и о празднике Пасхи, немного об истории донского казачества, о православной Сретенской молодежной конференции, проходящей в Ростове-на-Дону, о Всемирном Русском Народном Соборе в Москве, о деятельности молодежного отдела, а именно о помощи в детских домах. Кроме этого, наши ростовские коллеги пишут о проблемах интернет-зависимости, о том, можно ли верить психологическим тестам, о «свадебных» суевериях, о паломничестве и туризме, о родителях, о литературе.
Обменявшись экземплярами журналов с о. Александром Усатовым, священником, который привез ростовский «Источник», студенты-теологи остались очень довольны. Еще бы, найти единомышленников, да еще и начать распространение своего журнала по России. Кроме того, конечно, теологический «Источник» остался в Смоленске, его увезли в Смоленскую область.
Творческие проек
Под вечер второго семинарского дня приезжие молодые миссионеры были разделены на четыре группы. Каждая группа получила задание — создать миссионерские молодежные проекты на темы: «Богослужение», «Икона», «Исповедь и причастие» и «Крещение». Эти проекты могут представлять собой все что угодно:листовку, газету, буклет и прочее. Времени на творчество дано немного — вечер и несколько часов до обеда на следующий день. Для особых энтузиастов — еще и ночь. В группе вместе с теологами оказались ребята из молодежного клуба «Логос», основанном при варварьинском храме, и девочки-школьницы из Смоленской области. Дана была тема об исповеди и причастии. Как-то сразу уродилась идея газетки, которую можно было бы получить в храме в ответ на вопрос: «как подготовиться к причастию?» Быстро набросали примерное содержание, но почти ничего из запланированного найти не смогли. Тридцать минут в Интернете, которые выделяли каждой группе, не помогли. Заглянули в библиотеку. Черпали материал оттуда и из светлых голов. Фотографии — из архива храма и редакции газеты «Смоленск православный». Рисунки сделали школьницы. В результате получилось не то, что хотели видеть вначале, но и это понравилось. Этакая синергия — сотрудничество воли Божьей и человечьей. Название придумали самые младшие в группе, да еще и за несколько минут до защиты проекта — у старших уже пар из ушей шел от напряженной работы. Миссионерский проект «дорога жизни» увидел свет. Отцом Святославом, который по своему первому образованию журналист, особенно был отмечен дизайн и иллюстрации. Газетка одна была газеткой: группа, рассказывающая об иконе, сотворила буклет, который разворачивается гармошкой, на тему крещения была создана листовка, а богослужения — еще один буклет, но стандартный.
За кулисами
Церковь великомученицы Варвары совсем маленькая, большую часть здания, где находится храм, занимает библиотека, классы воскресной школы, редакция газеты «Смоленск православный» и очень важное место — трапезная. В перерывах между докладами и лекциями участники семинара спускались туда попить чая и перекусить. В трапезной царил либеральный дух: здесь священники обедали вместе с мирянами, кормили всех и вся, детишек из воскресной школы и всех приезжих миссионеров. Полное самообслуживание. Полный хаос: едят, молятся, беседуют, толпятся… Студентам-теологам это показалось несколько диким. Всегда во всех поездках их организованно кормили, а теперь сам добывай пропитание! И батюшки непростительно близко, и отец Святослав без бороды. Но, несмотря на все странности, это просто христиане. Обыкновенные христиане. Может, куда более настоящие, чем в столице.
При подготовке материала использованы фотографии из архива оргкомитета семинара «служение слова» |